Существует ли прогресс?

Модератор: victor

Аватара пользователя
Русская пианистка
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 13:29

Re: Существует ли прогресс?

Сообщение Русская пианистка » 01 апр 2021, 17:48

Председатель дискуссии:
Приведенные И.о. пропонента суждения об отсутствии прогресса в образовании построены на выводах без опоры на факты ("средний уровень университетского образования снижается"), нет пояснения, на основании чего оценивается качество образования, что позволяет думать о том, что на самом деле идет оценка не обучения, а обученности.

Такой уровень аргументации даже делает не нужным привлечение признаков наличия или отсутствия прогресса образования. "Мудрость", предлагаемая как критерий "прогрессивности" образования, нерелевантна по отношению к образованию, как нерелевантны попытки поставить университеты в зависимость от требований рынка труда.

Можно заключить, что рассмотренные суждения, обосновывающие отсутствие прогресса в образовании, сопровождаются крайне слабой аргументацией.

Я попрошу оппонента представить критерии и признаки наличия или отсутствия прогресса в образовании и доводы в их поддержку.

Аватара пользователя
BWM
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 06 мар 2013, 03:22

Re: Существует ли прогресс?

Сообщение BWM » 12 апр 2021, 18:37

Оппонент:

Из определения социального прогресса [1]видно, что само по себе развитие образования есть социальный прогресс. Но в этом определении образование выступает как инструмент, средство социального прогресса. Образование состоит в воспитании и обучении людей современному уровню знаний. Научно-технический прогресс, существование которого оспаривать не приходится, тоже основан на постоянном обновлении знаний, их уровне и состоянии всей образовательной системы в целом. Получается, что для научно-технического прогресса образование также является инструментом или средством. То есть образование опосредованно способствует и социальному, и научно-техническому прогрессу.

Теперь вопрос в том, прогрессирует ли само образование, или оно только меняется, подстраиваясь под требования времени и общества.

Исторически прогресс образования кажется очевидным: для перехода от древнегреческих и средневековых учебных заведений, в которых при отсутствии учебников студенты записывали сказанное преподавателем, а потом учили наизусть, что было известно как "зубрежка", к современным механизмам производства знаний, обучение претерпело совершенствование своей организации:
1. образование (обучение) стало непрерывным в течение всей жизни человека и более доступным для всех, кто желает учиться в течение всей жизни
2. к формам дневного обучения добавилось вечернее, заочное и дистанционное
3. образование (обучение) сформировало сложную систему университетов и вузовской науки, академических институтов и фундаментальной науки, НИИ и КБ, занятых прикладной наукой. Между ними идет обмен кадрами, ведущие ученые академий наук читают лекции студентам университетов
4. От простой передачи знаний от преподавателя студентам образование меняет функцию преподавателя на функцию консультанта, который в процессе обучения человека дает не только специализацию в одном направлении, но и формирует навыки для успешного участия в различных видах социальной деятельности

Сказанное обеспечивается своевременным пересмотром учебных программ и методик учебных заведений, совершенствованием учебного процесса и повышением компетентности профессорско-преподавательского состава.

Все это признаки [2] перехода к более высокому уровню механизма производства знаний, в результате чего состояние системы образования меняется с течением времени и является для большинства людей большим благом, чем ее предыдущее состояние, не входя в противоречие с базовыми общественными ценностями.

Следовательно, прогрессирует и само образование.

[1] - Социальный прогресс — тенденция развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, здравоохранения, образования и доступности информации.

[2] - Прогресс - это последовательное и направленное изменение общества согласно действующим критериям от одного состояния к другому, каждое из которых является для большинства людей большим благом, чем предыдущее, и не находится в противоречии с базовыми общественными ценностями.

Аватара пользователя
Svetlana
Сообщения: 209
Зарегистрирован: 17 сен 2013, 13:05

Re: Существует ли прогресс?

Сообщение Svetlana » 18 апр 2021, 01:05

BWM писал(а):
12 апр 2021, 18:37
Оппонент:

Все это признаки [2] перехода к более высокому уровню механизма производства знаний...
Участник дискуссии:
К которому оказалась не готова часть абитуриентов, ставших студентами, что привело к их низкой обученности. Что, в свою очередь, и дало повод для суждений о снижении качества образования. Моя знакомая, преподаватель университета с 20-летним стажем, прямо заявляет, что студент стал слабее, чем прежде. Суждение, может быть и субъективное, но аналогичное в теме тоже было.

Считаю, что данные отчета ГУ-ВШЭ это подтверждают, как и вывод из анализа академической успеваемости (Отчет «Итоги учебно-методической работы за 2006/2007 учебный год
и задачи на новый учебный год». Статистика отчислений студентов, таблица 11):

Количество отчисленных студентов продолжает расти, увеличение составило 167 человек (26% по сравнению с прошлым учебным годом), из них -137 за академическую неуспеваемость, что составляет 2% от общего количества сдававших студентов. Растет количество студентов, отчисленных по собственному желанию – как результат высоких требований к качеству подготовки студентов.

P.S. Из этого же отчета видно, что общее количество студентов выросло за 8 лет в 2,2 раза. Число растет, обучаемость падает.

Аватара пользователя
DrStepanoff
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 29 окт 2014, 18:04

Re: Существует ли прогресс?

Сообщение DrStepanoff » 19 апр 2021, 18:27

Участник дискуссии:

Как известно из теории систем, если любая сложная система слишком долго работает не меняясь в стабильном режиме, то она стагнирует. Система образования не может стагнировать, так как идет обновление знаний и изменение требований общества к образованию. Поэтому системный анализ предполагает, что инновации в образовании необходимы и обязательны.

Перевод системы в инновационный режим приводит вначале к некоторому снижению эффективности функционирования системы: необходимо освоение новых механизмов деятельности и управления, освоения участниками процесса нового содержания, новых форм и методов деятельности. Но потом начинается рост эффективности при условии, что правильно выбрано направление инновации. Развитие педагогических принципов и систем, форм обучения и управления работой учебных заведений должно быть связано не с количественными, а качественными изменениями, когда инновации направлены на создание нового в системе образования. При соблюдении этих условий можно говорить о прогрессировании системы образования.

Аватара пользователя
F_C
Сообщения: 350
Зарегистрирован: 20 мар 2013, 13:08

Re: Существует ли прогресс?

Сообщение F_C » 26 апр 2021, 03:03

Svetlana писал(а):
18 апр 2021, 01:05
P.S. Из этого же отчета видно, что общее количество студентов выросло за 8 лет в 2,2 раза. Число растет, обучаемость падает.
Участник дискуссии
Если посмотреть на демографию, то в последнее десятилетие двадцатого века начался спад, связанный с низкой рождаемостью. В России вообще наблюдается демографический кризис - сокращение воспроизводства населения. Материнский капитал повысил рождаемость только на короткое время. А потом статистика снова пошла вниз. Женщины не стали больше рожать, а стали рожать в более раннем возрасте.

По данным Рособрнадзора государственные вузы в прошлом году не смогли заполнить студентами даже половину платных мест. Коммерческие заполнены лишь на четверть. Летом вступительные экзамены в некоторых институтах проводились в три потока, но и это не помогло набрать достаточно студентов. Недобор первокурсников, связанный с демографическим спадом, налицо.

Между тем, доля людей, способных достигать высокой и предельно высокой степени обученности, а к ним можно отнести 20% людей, обладающих понятийным мышлением и сотню гениев [7] на миллиард жителей цивилизованных стран, постоянна. Следовательно, в абсолютных цифрах число людей, способных достигнуть высокой степени обученности, падает.

Создается впечатление, что нет и достаточного отбора будущих студентов из числа поступающих. МГТУ / Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана рапортует об увеличении конкурса к 2020 году на некоторые специальности с 2 ,2 до 2,7 человека. Но поскольку не бывает ни 0,2, ни 0,7 человека, то по сути поступает каждый второй абитуриент. Какой же это конкурс?

Нельзя и полностью исключать снижение качества довузовского обучения. Как пример - тема нашего форума "Пятое правило арифметики", в которой на своем опыте преподавания в Парижском университе доктор физико-математических наук В. Доценко говорит о том, что арифметическая операция деления - пожалуй, самая трудная тема современного французского среднего образования.

В итоге, можно говорить о том, что снижение качества обученности выпускников университетов связано не с отсутствием прогресса в образовании, а с демографией, невысоким конкурсным отбором и невысокой обучаемостью части зачисленных в ВУЗы.

Аватара пользователя
BWM
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 06 мар 2013, 03:22

Re: Существует ли прогресс?

Сообщение BWM » 28 апр 2021, 11:13

Оппонент:
Последнее, что осталось в социальной сфере:
Нет прогресса в философии - новейшие философы не оказываются лучшими, в самой философии нет единой теории общественного прогресса, поскольку различные философские течения по-разному понимают и содержание прогресса, и его причинный механизм, и вообще критерии прогресса, как факта истории.
Критерий "лучше-хуже" годится для сравнения автомобилей - тот, что лучше безопасней, комфортабельней, быстрее набирает с места скорость 100 км/час и тому подобное. В отношении философов таких критериев нет. Поэтому утверждение "новейшие философы не оказываются лучшими" непроверяемо.

Что касается самой философии, то она относится к вненаучному познанию, в котором не существует движения от научного факта к гипотезе и теории, вненаучное познание непроверяемо. Философия не имеет единого предмета изучения, у каждого философа свой предмет. Поэтому сказанное об отсутствии в философии единой теории общественного прогресса и различном понимании философами содержания понятия "прогресс" только подтверждает, что к такой форме человеческой жизни как философия понятие прогресс просто не имеет отношения.

Само утверждение: - Нет прогресса в философии, потому что в самой философии нет единой теории общественного прогресса,- напоминает паралогизм: прогресс может существовать безотносительно того, создали или нет философы теорию общественного прогресса. Камни падали с горы на землю и до того, как Ньютон создал классическую теорию тяготения.

Аватара пользователя
Svetlana
Сообщения: 209
Зарегистрирован: 17 сен 2013, 13:05

Re: Существует ли прогресс?

Сообщение Svetlana » 02 май 2021, 11:12

BWM писал(а):
28 апр 2021, 11:13
Оппонент:
Последнее, что осталось в социальной сфере:
Нет прогресса в философии ...
Участник дискуссии:

Мне кажется, корректней признать, что поскольку в философии громадное количество направлений и течений, а единый предмет философии отсутствует, то просто даже все эти направления невозможно изучить на предмет отсутствия или наличия прогресса. Тем более в рамках одной этой темы. Правильней объективно заключить, что оценить состояние прогресса в философии не представляется возможным.

Есть предположение, что прогресс можно найти в тех сферах, которые прямо или косвенно связаны с научно-техническим прогрессом. Философия такой связи не имеет, и можно предполагать, что прогресс в ней отсутствует. Но доказательно это сделать не представляется возможным. Вот я за такую формулировку.

Аватара пользователя
VikS
Сообщения: 131
Зарегистрирован: 09 ноя 2017, 08:33

Re: Существует ли прогресс?

Сообщение VikS » 04 май 2021, 00:14

F_C писал(а):
26 апр 2021, 03:03
Участник дискуссии
В итоге, можно говорить о том, что снижение качества обученности выпускников университетов связано ... с ... невысокой обучаемостью части зачисленных в ВУЗы.
и.о. Пропонента

Думаю, что можно прямо сказать "с плохой обучаемостью", поскольку их отчисляют из ВУЗа.

Аватара пользователя
DrStepanoff
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 29 окт 2014, 18:04

Re: Существует ли прогресс?

Сообщение DrStepanoff » 06 май 2021, 20:56

Svetlana писал(а):
02 май 2021, 11:12
Участник дискуссии:

Правильней объективно заключить, что оценить состояние прогресса в философии не представляется возможным.
Участник дискуссии:

Поддерживаю это предложение. Как говорится: - Мастерство хирурга определяется числом операций, от которых он отказался.

Аватара пользователя
Русская пианистка
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 13:29

Re: Существует ли прогресс?

Сообщение Русская пианистка » 10 май 2021, 15:33

Председатель дискуссии:

Остается сделать заключение, что доводы в пользу прогресса в образовании сильней доводов в пользу его отсутствия. Основной довод и.о. Пропонента, заявленный как " снижение среднего уровня университетского образования" не делает различий между качеством обучения и качеством обученности, и не учитывает всех причин, ведущих к снижению обученности выпускника.

Система образования, между тем, сама внутри себя контролирует качество образования, в том числе лишая ВУЗы аккредитации и тем самым, возможности выдавать дипломы. К образованию вполне достаточно применить общие указанные критерии прогресса [1] и [2], чтобы увидеть его наличие.

Расширение доступа к высшему образованию несомненно является для большинства людей большим благом, но сопровождаясь снижением обученности и увеличением отчисленных демонстрирует уже упомянутую противоречивость прогресса - улучшение и усложнение одних его сторон может сопровождаться регрессом других.

Поддерживаю предложение о том, что состояние прогресса в философии оценить не представляется возможным.

На этом обсуждение прогресса в социальной сфере можно закончить. Прошу участников обсуждения перейти к сфере культурных ценностей.

Ответить