Оценка студента = оценка преподавателя?

Модератор: victor

Аватара пользователя
Русская пианистка
Сообщения: 102
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 13:29

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Сообщение Русская пианистка » 15 май 2020, 18:38

DrStepanoff писал(а):
12 май 2020, 15:36
И.О. оппонента:

По отметкам студентов преподавателя оценивать можно:

1. В реальности подразумевается как аксиома, что идеальный преподаватель может учить любого студента на одни отличные отметки.
Участник дискуссии:
Это означало бы, что качество обучения стало тождественным качеству обученности. А мы только что показали обратное.

Аватара пользователя
DrBormental
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 19 июн 2015, 21:11

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Сообщение DrBormental » 16 май 2020, 08:54

Председатель дискуссии:

По отметкам студентов преподавателя оценивать можно:

1. В реальности подразумевается как аксиома, что идеальный преподаватель может учить любого студента на одни отличные отметки.

Таким образом, по первому доводу сильней выглядят контраргументы, указывающие на:

- нетождественность качества обучения качеству обученности
- близость первого довода к софизму "Обращение к традиции"
- статистические погрешности оценки среднего балла группы

Если нет возражений, предлагаю считать первый довод И.О. оппонента недостоверным и перейти ко второму доводу антитезиса.

Аватара пользователя
DrStepanoff
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 29 окт 2014, 18:04

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Сообщение DrStepanoff » 17 май 2020, 10:40

Оппонент:

По отметкам студентов преподавателя оценивать можно:

2. Желание студента учиться зависит в первую очередь от качества работы преподавателя.

Оценка качества преподавания студентами - современная тенденция обратной связи в ВУЗе. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) вводит механизм студенческой оценки преподавания [3]. Оценка идет по по четырем параметрам: ясность предъявляемых требований, ясность и систематичность изложения материала, контакт с аудиторией и возможность внеаудиторного общения. Наряду с оценкой преподавателей, студенты получат новую возможность — оценивать качество прослушанных курсов.

Томский политех также считает, что без учета мнения студентов оценка деятельности преподавателя является неполной [4]. ВУЗ проводит анкетирование для выявления мнения студентов о качестве преподавания учебных дисциплин и лекторского мастерства. Анкета предлагает оценить по 9-ти балльной шкале 18 качеств преподавателя:

1 - Излагают материал ясно, доступно
2 - Разъясняет сложные места
3 - Выделяет главные моменты
4 - Умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету
5 - Следит за реакцией аудитории
6 - Задает вопросы, побуждает к дискуссии
7 - Соблюдает логику в изложении
8 - Демонстрирует культуру речи, четкость дикции, нормальный темп изложения
9 - Умеет снять напряжение и усталость аудитории
10 - Ориентирует на использование изученного материала в будущей деятельности
11 - Творческий подход и интерес к своему делу
12 - Доброжелательность и такт по отношению к студенту
13 - Терпение
14 - Требовательность
15 - Заинтересованность в успехах студентов
16 - Объективность в оценке знаний
17 - Уважительное отношение к студентам
18 - Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом

Пункты 4,5,10,15 - прямое указание на зависимость желания студента учиться от качества преподавания. Так что опосредованно, включив обратную связь, ВУЗы практически вводят оценку качества преподавания студентами.

Аватара пользователя
Svetlana
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 17 сен 2013, 13:05

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Сообщение Svetlana » 17 май 2020, 11:35

DrStepanoff писал(а):
17 май 2020, 10:40
Оппонент:

НИУ ВШЭ... возможность внеаудиторного общения...
Вот прямо сейчас развивается скандал с открытым письмом студентов МГУ и публикацией студенческого издания DOXA свидетельств нескольких студенток филфака МГУ о домогательствах со стороны преподавателей вуза.

Несмотря на то, что студенты считаются людьми взрослыми, похоже, что возможность внеаудиторного общения ими востребована преждевременно, не все готовы ей правильно пользоваться.

Аватара пользователя
VikS
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 09 ноя 2017, 08:33

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Сообщение VikS » 18 май 2020, 14:02

Svetlana писал(а):
17 май 2020, 11:35
Участник дискуссии:

Несмотря на то, что студенты считаются людьми взрослыми, похоже, что возможность внеаудиторного общения ими востребована преждевременно, не все готовы ей правильно пользоваться.
Пропонент:
Они везде достанут, неважно вне аудитории, или прямо в ней. Я заканчиваю семинарское занятие, студенты расходятся. Последняя студентка подходит и говорит: - Я Вас люблю! И видно, что не шутит. Я чуть со стула не упал. Самое умное, что тогда пришло мне в голову - отдать эту группу коллеге, и взять на обмен другую, в которой меня еще никто не успел полюбить.

Это профессиональный риск педагога. Никуда не денешься. Если НИУ ВШЭ хочет внеаудиторного общения, пусть думает, как этих рисков избежать.

Аватара пользователя
Русская пианистка
Сообщения: 102
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 13:29

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Сообщение Русская пианистка » 18 май 2020, 19:59

DrStepanoff писал(а):
17 май 2020, 10:40
Оппонент:

По отметкам студентов преподавателя оценивать можно:

2. Желание студента учиться зависит в первую очередь от качества работы преподавателя.

Пункты 4,5,10,15 - прямое указание на зависимость желания студента учиться от качества преподавания. Так что опосредованно, включив обратную связь, ВУЗы практически вводят оценку качества преподавания студентами.
Участник дискуссии:

Какое отношение к качеству преподавания имеют дикция, терпение и внешний вид?

Аватара пользователя
DrBormental
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 19 июн 2015, 21:11

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Сообщение DrBormental » 19 май 2020, 16:30

DrStepanoff писал(а):
17 май 2020, 10:40
Оппонент:

По отметкам студентов преподавателя оценивать можно:

2. Желание студента учиться зависит в первую очередь от качества работы преподавателя.

Оценка качества преподавания студентами - современная тенденция обратной связи в ВУЗе. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) вводит механизм студенческой оценки преподавания...
Председатель дискуссии:

Должен по этому поводу сказать следующее. Попытки оценки качества преподавания студентами некорректны. Качество преподавания может оценить человек равной с преподавателем квалификации, или более высокой по сравнению с оцениваемым. Студент такими квалификациями не обладает. Предлагаемые параметры либо не имеют отношения к качеству преподавания, как тут уже спрашивали, или субъективны. Как, например, определить "нормальный темп изложения"?

По сути, чиновники НИУ ВШЭ не понимают, что собираются руководствоваться не студенческими оценками качества преподаваниями, а впечатлениями студентов от преподавателя. Тем не менее, идет подготовка к "оргвыводам": - Результаты учитываются руководством факультетов, департаментов, школ и образовательных программ при решении кадровых вопросов и при корректировке учебных планов. Далее - цитата достойная пристального рассмотрения: - Низкие оценки сами по себе не должны вести к оргвыводам, требованиям убрать преподавателя и т.п. Но каждая такая оценка должна стать предметом серьезного обсуждения и разбора полетов — что произошло, по каким причинам, и, главное, что требуется для исправления ситуации. Об этом придется задуматься и преподавателю, и его руководителям. Если же и далее ситуацию не удастся исправить, придется прибегать к каким-то более решительным мерам.

Извините, каким конкретно "решительным мерам"? Разогнать НИУ ВШЭ? Прежде чем вводить такую "обратную связь" надо четко и по пунктам расписать методологию. В противном случае все пойдет по обычному варианту произвола администрации.

Если задача оценки таких впечатлений - обратная связь, то почему преподаватели и студенты поставлены в неравные условия - преподавателей студенты оценивают пофамильно, а сами остаются анонимными доброжелателями. Не снимаешь вовремя "усталость аудитории" - неизвестные "утомленные занием" накидают "черных шаров". А потом разбирайся - то ли студенты утомляются минимальной необходимостью внимательно слушать, то ли их неведомым образом утомил преподаватель.

Касательно антитезиса темы и довода номер 2. Инновации НИУ ВШЭ, призванные скопировать "нормальный британский или американский университет" не имеют отношения к нашей теме - отметкам студентов, выставленных преподавателем. В НИУ ВШЭ отметки ставят студенты преподавателям. Не показана также прямая связь между желанием студента учиться, и качеством работы преподавателя. В архивах можно найти популяризированную психологию желания учиться - [5]. Но к антитезису это не относится.

Довод номер два с обсуждения снимается как нерелевантный. Попрошу И.О. оппонента перейти к доводу номер 3.

Аватара пользователя
DrStepanoff
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 29 окт 2014, 18:04

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Сообщение DrStepanoff » 20 май 2020, 15:33

И.О. оппонента:

По отметкам студентов преподавателя оценивать можно:

3. Ошибки в ответе студента - результат недостаточного профессионализма преподавателя

Этот момент также отражен в анкетировании студентов. Если преподаватель не разъясняет сложные места в материале, излагает его непоследовательно, студенту труднее "разложить все по полкам", привести информацию в систему. Отсюда возникают непонятные моменты, которые могут привести к ошибкам.

Методологические недостатки преподавания называют причинами ошибок студентов при структурировании знаний, о чем свидетельствует анализ студенческих ошибок [6].

Аватара пользователя
Doctor P
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 29 авг 2019, 06:33
Откуда: Ванкувер, Канада

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Сообщение Doctor P » 20 май 2020, 17:54

VikS писал(а):
18 май 2020, 14:02
Это профессиональный риск педагога. Никуда не денешься.
Участник дискуссии:

Воистину так. В 1967 году французский режиссер Андре Кайат снял фильм "Профессиональный риск": ученица обвинила учителя в попытке изнасилования. Обвинение было ложным, но фильм сегодня смотрится как крайне актуальный и даже провидческий в связи с волной обвинений женщинами режиссеров, продюсеров, футболистов, боксеров и так далее. Что характерно - обвиняемые люди не бедные, а обвинения делаются ретроспективно спустя чуть не двадцать лет назад.

Аватара пользователя
Doctor P
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 29 авг 2019, 06:33
Откуда: Ванкувер, Канада

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Сообщение Doctor P » 20 май 2020, 17:58

DrStepanoff писал(а):
20 май 2020, 15:33
И.О. оппонента:

По отметкам студентов преподавателя оценивать можно:

Методологические недостатки преподавания называют причинами ошибок студентов при структурировании знаний, о чем свидетельствует анализ студенческих ошибок [6].
Участник дискуссии:

Это вполне возможно, единственное здесь возможное возражение - преподаватель не может неопределенно долго допускать методические недостатки: периодически на каждой кафедре проводятся открытые занятия, на которых коллеги могут увидеть эти недостатки и поправить преподавателя. То же и с открытыми лекциями.

Закрыто