Страница 5 из 6

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Добавлено: 15 май 2020, 18:38
Русская пианистка
DrStepanoff писал(а):
12 май 2020, 15:36
И.О. оппонента:

По отметкам студентов преподавателя оценивать можно:

1. В реальности подразумевается как аксиома, что идеальный преподаватель может учить любого студента на одни отличные отметки.
Участник дискуссии:
Это означало бы, что качество обучения стало тождественным качеству обученности. А мы только что показали обратное.

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Добавлено: 16 май 2020, 08:54
DrBormental
Председатель дискуссии:

По отметкам студентов преподавателя оценивать можно:

1. В реальности подразумевается как аксиома, что идеальный преподаватель может учить любого студента на одни отличные отметки.

Таким образом, по первому доводу сильней выглядят контраргументы, указывающие на:

- нетождественность качества обучения качеству обученности
- близость первого довода к софизму "Обращение к традиции"
- статистические погрешности оценки среднего балла группы

Если нет возражений, предлагаю считать первый довод И.О. оппонента недостоверным и перейти ко второму доводу антитезиса.

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Добавлено: 17 май 2020, 10:40
DrStepanoff
Оппонент:

По отметкам студентов преподавателя оценивать можно:

2. Желание студента учиться зависит в первую очередь от качества работы преподавателя.

Оценка качества преподавания студентами - современная тенденция обратной связи в ВУЗе. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) вводит механизм студенческой оценки преподавания [3]. Оценка идет по по четырем параметрам: ясность предъявляемых требований, ясность и систематичность изложения материала, контакт с аудиторией и возможность внеаудиторного общения. Наряду с оценкой преподавателей, студенты получат новую возможность — оценивать качество прослушанных курсов.

Томский политех также считает, что без учета мнения студентов оценка деятельности преподавателя является неполной [4]. ВУЗ проводит анкетирование для выявления мнения студентов о качестве преподавания учебных дисциплин и лекторского мастерства. Анкета предлагает оценить по 9-ти балльной шкале 18 качеств преподавателя:

1 - Излагают материал ясно, доступно
2 - Разъясняет сложные места
3 - Выделяет главные моменты
4 - Умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету
5 - Следит за реакцией аудитории
6 - Задает вопросы, побуждает к дискуссии
7 - Соблюдает логику в изложении
8 - Демонстрирует культуру речи, четкость дикции, нормальный темп изложения
9 - Умеет снять напряжение и усталость аудитории
10 - Ориентирует на использование изученного материала в будущей деятельности
11 - Творческий подход и интерес к своему делу
12 - Доброжелательность и такт по отношению к студенту
13 - Терпение
14 - Требовательность
15 - Заинтересованность в успехах студентов
16 - Объективность в оценке знаний
17 - Уважительное отношение к студентам
18 - Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом

Пункты 4,5,10,15 - прямое указание на зависимость желания студента учиться от качества преподавания. Так что опосредованно, включив обратную связь, ВУЗы практически вводят оценку качества преподавания студентами.

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Добавлено: 17 май 2020, 11:35
Svetlana
DrStepanoff писал(а):
17 май 2020, 10:40
Оппонент:

НИУ ВШЭ... возможность внеаудиторного общения...
Вот прямо сейчас развивается скандал с открытым письмом студентов МГУ и публикацией студенческого издания DOXA свидетельств нескольких студенток филфака МГУ о домогательствах со стороны преподавателей вуза.

Несмотря на то, что студенты считаются людьми взрослыми, похоже, что возможность внеаудиторного общения ими востребована преждевременно, не все готовы ей правильно пользоваться.

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Добавлено: 18 май 2020, 14:02
VikS
Svetlana писал(а):
17 май 2020, 11:35
Участник дискуссии:

Несмотря на то, что студенты считаются людьми взрослыми, похоже, что возможность внеаудиторного общения ими востребована преждевременно, не все готовы ей правильно пользоваться.
Пропонент:
Они везде достанут, неважно вне аудитории, или прямо в ней. Я заканчиваю семинарское занятие, студенты расходятся. Последняя студентка подходит и говорит: - Я Вас люблю! И видно, что не шутит. Я чуть со стула не упал. Самое умное, что тогда пришло мне в голову - отдать эту группу коллеге, и взять на обмен другую, в которой меня еще никто не успел полюбить.

Это профессиональный риск педагога. Никуда не денешься. Если НИУ ВШЭ хочет внеаудиторного общения, пусть думает, как этих рисков избежать.

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Добавлено: 18 май 2020, 19:59
Русская пианистка
DrStepanoff писал(а):
17 май 2020, 10:40
Оппонент:

По отметкам студентов преподавателя оценивать можно:

2. Желание студента учиться зависит в первую очередь от качества работы преподавателя.

Пункты 4,5,10,15 - прямое указание на зависимость желания студента учиться от качества преподавания. Так что опосредованно, включив обратную связь, ВУЗы практически вводят оценку качества преподавания студентами.
Участник дискуссии:

Какое отношение к качеству преподавания имеют дикция, терпение и внешний вид?

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Добавлено: 19 май 2020, 16:30
DrBormental
DrStepanoff писал(а):
17 май 2020, 10:40
Оппонент:

По отметкам студентов преподавателя оценивать можно:

2. Желание студента учиться зависит в первую очередь от качества работы преподавателя.

Оценка качества преподавания студентами - современная тенденция обратной связи в ВУЗе. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) вводит механизм студенческой оценки преподавания...
Председатель дискуссии:

Должен по этому поводу сказать следующее. Попытки оценки качества преподавания студентами некорректны. Качество преподавания может оценить человек равной с преподавателем квалификации, или более высокой по сравнению с оцениваемым. Студент такими квалификациями не обладает. Предлагаемые параметры либо не имеют отношения к качеству преподавания, как тут уже спрашивали, или субъективны. Как, например, определить "нормальный темп изложения"?

По сути, чиновники НИУ ВШЭ не понимают, что собираются руководствоваться не студенческими оценками качества преподаваниями, а впечатлениями студентов от преподавателя. Тем не менее, идет подготовка к "оргвыводам": - Результаты учитываются руководством факультетов, департаментов, школ и образовательных программ при решении кадровых вопросов и при корректировке учебных планов. Далее - цитата достойная пристального рассмотрения: - Низкие оценки сами по себе не должны вести к оргвыводам, требованиям убрать преподавателя и т.п. Но каждая такая оценка должна стать предметом серьезного обсуждения и разбора полетов — что произошло, по каким причинам, и, главное, что требуется для исправления ситуации. Об этом придется задуматься и преподавателю, и его руководителям. Если же и далее ситуацию не удастся исправить, придется прибегать к каким-то более решительным мерам.

Извините, каким конкретно "решительным мерам"? Разогнать НИУ ВШЭ? Прежде чем вводить такую "обратную связь" надо четко и по пунктам расписать методологию. В противном случае все пойдет по обычному варианту произвола администрации.

Если задача оценки таких впечатлений - обратная связь, то почему преподаватели и студенты поставлены в неравные условия - преподавателей студенты оценивают пофамильно, а сами остаются анонимными доброжелателями. Не снимаешь вовремя "усталость аудитории" - неизвестные "утомленные занием" накидают "черных шаров". А потом разбирайся - то ли студенты утомляются минимальной необходимостью внимательно слушать, то ли их неведомым образом утомил преподаватель.

Касательно антитезиса темы и довода номер 2. Инновации НИУ ВШЭ, призванные скопировать "нормальный британский или американский университет" не имеют отношения к нашей теме - отметкам студентов, выставленных преподавателем. В НИУ ВШЭ отметки ставят студенты преподавателям. Не показана также прямая связь между желанием студента учиться, и качеством работы преподавателя. В архивах можно найти популяризированную психологию желания учиться - [5]. Но к антитезису это не относится.

Довод номер два с обсуждения снимается как нерелевантный. Попрошу И.О. оппонента перейти к доводу номер 3.

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Добавлено: 20 май 2020, 15:33
DrStepanoff
И.О. оппонента:

По отметкам студентов преподавателя оценивать можно:

3. Ошибки в ответе студента - результат недостаточного профессионализма преподавателя

Этот момент также отражен в анкетировании студентов. Если преподаватель не разъясняет сложные места в материале, излагает его непоследовательно, студенту труднее "разложить все по полкам", привести информацию в систему. Отсюда возникают непонятные моменты, которые могут привести к ошибкам.

Методологические недостатки преподавания называют причинами ошибок студентов при структурировании знаний, о чем свидетельствует анализ студенческих ошибок [6].

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Добавлено: 20 май 2020, 17:54
Doctor P
VikS писал(а):
18 май 2020, 14:02
Это профессиональный риск педагога. Никуда не денешься.
Участник дискуссии:

Воистину так. В 1967 году французский режиссер Андре Кайат снял фильм "Профессиональный риск": ученица обвинила учителя в попытке изнасилования. Обвинение было ложным, но фильм сегодня смотрится как крайне актуальный и даже провидческий в связи с волной обвинений женщинами режиссеров, продюсеров, футболистов, боксеров и так далее. Что характерно - обвиняемые люди не бедные, а обвинения делаются ретроспективно спустя чуть не двадцать лет назад.

Re: Оценка студента = оценка преподавателя?

Добавлено: 20 май 2020, 17:58
Doctor P
DrStepanoff писал(а):
20 май 2020, 15:33
И.О. оппонента:

По отметкам студентов преподавателя оценивать можно:

Методологические недостатки преподавания называют причинами ошибок студентов при структурировании знаний, о чем свидетельствует анализ студенческих ошибок [6].
Участник дискуссии:

Это вполне возможно, единственное здесь возможное возражение - преподаватель не может неопределенно долго допускать методические недостатки: периодически на каждой кафедре проводятся открытые занятия, на которых коллеги могут увидеть эти недостатки и поправить преподавателя. То же и с открытыми лекциями.