Существует ли прогресс?

Модератор: victor

Аватара пользователя
Русская пианистка
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 13:29

Re: Существует ли прогресс?

Сообщение Русская пианистка » 01 апр 2021, 17:48

Председатель дискуссии:
Приведенные И.о. пропонента суждения об отсутствии прогресса в образовании построены на выводах без опоры на факты ("средний уровень университетского образования снижается"), нет пояснения, на основании чего оценивается качество образования, что позволяет думать о том, что на самом деле идет оценка не обучения, а обученности.

Такой уровень аргументации даже делает не нужным привлечение признаков наличия или отсутствия прогресса образования. "Мудрость", предлагаемая как критерий "прогрессивности" образования, нерелевантна по отношению к образованию, как нерелевантны попытки поставить университеты в зависимость от требований рынка труда.

Можно заключить, что рассмотренные суждения, обосновывающие отсутствие прогресса в образовании, сопровождаются крайне слабой аргументацией.

Я попрошу оппонента представить критерии и признаки наличия или отсутствия прогресса в образовании и доводы в их поддержку.

Аватара пользователя
BWM
Сообщения: 445
Зарегистрирован: 06 мар 2013, 03:22

Re: Существует ли прогресс?

Сообщение BWM » 12 апр 2021, 18:37

Оппонент:

Из определения социального прогресса [1]видно, что само по себе развитие образования есть социальный прогресс. Но в этом определении образование выступает как инструмент, средство социального прогресса. Образование состоит в воспитании и обучении людей современному уровню знаний. Научно-технический прогресс, существование которого оспаривать не приходится, тоже основан на постоянном обновлении знаний, их уровне и состоянии всей образовательной системы в целом. Получается, что для научно-технического прогресса образование также является инструментом или средством. То есть образование опосредованно способствует и социальному, и научно-техническому прогрессу.

Теперь вопрос в том, прогрессирует ли само образование, или оно только меняется, подстраиваясь под требования времени и общества.

Исторически прогресс образования кажется очевидным: для перехода от древнегреческих и средневековых учебных заведений, в которых при отсутствии учебников студенты записывали сказанное преподавателем, а потом учили наизусть, что было известно как "зубрежка", к современным механизмам производства знаний, обучение претерпело совершенствование своей организации:
1. образование (обучение) стало непрерывным в течение всей жизни человека и более доступным для всех, кто желает учиться в течение всей жизни
2. к формам дневного обучения добавилось вечернее, заочное и дистанционное
3. образование (обучение) сформировало сложную систему университетов и вузовской науки, академических институтов и фундаментальной науки, НИИ и КБ, занятых прикладной наукой. Между ними идет обмен кадрами, ведущие ученые академий наук читают лекции студентам университетов
4. От простой передачи знаний от преподавателя студентам образование меняет функцию преподавателя на функцию консультанта, который в процессе обучения человека дает не только специализацию в одном направлении, но и формирует навыки для успешного участия в различных видах социальной деятельности

Сказанное обеспечивается своевременным пересмотром учебных программ и методик учебных заведений, совершенствованием учебного процесса и повышением компетентности профессорско-преподавательского состава.

Все это признаки [2] перехода к более высокому уровню механизма производства знаний, в результате чего состояние системы образования меняется с течением времени и является для большинства людей большим благом, чем ее предыдущее состояние, не входя в противоречие с базовыми общественными ценностями.

Следовательно, прогрессирует и само образование.

[1] - Социальный прогресс — тенденция развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, здравоохранения, образования и доступности информации.

[2] - Прогресс - это последовательное и направленное изменение общества согласно действующим критериям от одного состояния к другому, каждое из которых является для большинства людей большим благом, чем предыдущее, и не находится в противоречии с базовыми общественными ценностями.

Аватара пользователя
Svetlana
Сообщения: 194
Зарегистрирован: 17 сен 2013, 13:05

Re: Существует ли прогресс?

Сообщение Svetlana » 18 апр 2021, 01:05

BWM писал(а):
12 апр 2021, 18:37
Оппонент:

Все это признаки [2] перехода к более высокому уровню механизма производства знаний...
Участник дискуссии:
К которому оказалась не готова часть абитуриентов, ставших студентами, что привело к их низкой обученности. Что, в свою очередь, и дало повод для суждений о снижении качества образования. Моя знакомая, преподаватель университета с 20-летним стажем, прямо заявляет, что студент стал слабее, чем прежде. Суждение, может быть и субъективное, но аналогичное в теме тоже было.

Считаю, что данные отчета ГУ-ВШЭ это подтверждают, как и вывод из анализа академической успеваемости (Отчет «Итоги учебно-методической работы за 2006/2007 учебный год
и задачи на новый учебный год». Статистика отчислений студентов, таблица 11):

Количество отчисленных студентов продолжает расти, увеличение составило 167 человек (26% по сравнению с прошлым учебным годом), из них -137 за академическую неуспеваемость, что составляет 2% от общего количества сдававших студентов. Растет количество студентов, отчисленных по собственному желанию – как результат высоких требований к качеству подготовки студентов.

P.S. Из этого же отчета видно, что общее количество студентов выросло за 8 лет в 2,2 раза. Число растет, обучаемость падает.

Аватара пользователя
DrStepanoff
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 29 окт 2014, 18:04

Re: Существует ли прогресс?

Сообщение DrStepanoff » Вчера, 18:27

Участник дискуссии:

Как известно из теории систем, если любая сложная система слишком долго работает не меняясь в стабильном режиме, то она стагнирует. Система образования не может стагнировать, так как идет обновление знаний и изменение требований общества к образованию. Поэтому системный анализ предполагает, что инновации в образовании необходимы и обязательны.

Перевод системы в инновационный режим приводит вначале к некоторому снижению эффективности функционирования системы: необходимо освоение новых механизмов деятельности и управления, освоения участниками процесса нового содержания, новых форм и методов деятельности. Но потом начинается рост эффективности при условии, что правильно выбрано направление инновации. Развитие педагогических принципов и систем, форм обучения и управления работой учебных заведений должно быть связано не с количественными, а качественными изменениями, когда инновации направлены на создание нового в системе образования. При соблюдении этих условий можно говорить о прогрессировании системы образования.

Ответить