Сообщение
VikS » Сегодня, 09:34
и.о. Пропонента:
1. Автор тезиса о "степени разумности и мудрости" собственного определения понятия "мудрость" не дает. И это понятно - в большинстве энциклопедий и словарей или нет такого понятия, или о нем говорится крайне мало. Поэтому придется создать в теме рабочее определение и посмотреть, есть ли прогресс образования, исходя из этого рабочего определения.
2. С одной стороны, мудрость проявляет отдельный человек, с другой стороны принято считать, что мудрость - качество приобретенное во взаимодействии с обществом. Человек как социальное существо сам является продуктом общественного развития, и его личные качества созданы существующими в обществе условиями для проявления и реализации этих качеств. Поэтому носителем мудрости может быть как отдельный человек, так и та часть общества, которая эту самую мудрость проявляет. Научные труды можно считать материальным накопителем мудрости, если они востребованы и активно используются обществом. Будучи аспирантом, как-то раз пошел в библиотеку за нужной диссертацией. Библиотекарша принесла и выдала сентенцию: - Понаписали кучу диссертаций, а никто не читает!
3. Согласен, в суждении "мы не стали мудрее" надо определить "мы". Оценка мудрости субъективна, но все же не сводится к объему полученных знаний. Нужен переход знания в понимание, из которого должно следовать освоение идеи: заинтересовано ли общество в этой идее, каковы будут последствия реализации этой идеи, какую стратегию выбрать, чтобы реализовать, определиться с наличием альтернатив, проинформировать общество о существе проблем, связанных с идеей. Особенно учитывая то обстоятельство, что отдельные идеи развиваются в дискурсы и даже идеологии.
Тогда "мы" будет относиться к представителям современной культуры: творческим личностям, политикам, ученым. Как пример мудрости можно вспомнить призывы ученых к ядерному разоружению.