Pilot-bc Выпуск 6 (Ноябрь - Декабрь 2014)

Модератор: victor

Аватара пользователя
BWM
Сообщения: 407
Зарегистрирован: 06 мар 2013, 03:22

Re: Pilot-bc Выпуск 6 (Ноябрь - Декабрь 2014)

Сообщение BWM » 23 фев 2020, 17:36

VTP писал(а):
23 фев 2020, 00:36
... у инженера Сайреса Смита такие знания и умения, что Ярослав Голованов, выпускник секретного ракетного факультета Московского Высшего Технического Училища им.Баумана, им позавидовал. Когда уже был популяризатором науки.
Лет 35 назад в "Комсомолке" была огромная статья Ярослава Голованова о "Таинственном острове". Теперь ее не найти, но есть краткий пересказ:
Жюль Верн — писатель волшебный, писатель из страны детства, которая заполнена страстями. С высот зрелости страсти эти кажутся смешными: зовут тропические дебри, манят белые паруса, влекут таинственные пещеры, умные, смелые, добрые люди. Надо идти, плыть, летать. Надо искать, защищать, спасать. Надо непременно думать, принимать решения и совершать — что же тут маленького и смешного?
Верн давно примеривался к робинзонаде. Понимал, что герой великой книги Дефо — выдумка. Знал, был реальный Робинзон Крузе — Александр Селькирк, и судьба его была совсем другой. В 1704 году этого английского моряка за оскорбление капитана высадили на необитаемый остров неподалёку от берегов Чили. Реальный Селькирк не построил хижины, не приручил козу, не научил говорить попугая. Деградировал стремительно, разучился говорить, хотя прожил на острове меньше пяти лет.
Верн написал роман «Дядя Робинзон», но он получился неудачным, вялым, сладким. Верн полностью переписал этот роман, притянув и перевязав его с сюжетами двух других, ранее написанных романов «Дети капитана Гранта» и «20 тысяч лье под водой». Новое название переделанного романа — «Таинственный остров». Его сюжет: гражданская война в США; несколько отважных северян, борцов с рабством, бегут из плена южан на воздушном шаре: инженер со слугой-негром, журналист, моряк и усыновлённый им юноша. Дырявый баллон теряет подъёмную силу, и беглецы вынуждены выбросить из пассажирской кабины не только балласт, но и всё самое необходимое, личные вещи, наконец, отрезать саму корзину. Они висят, ухватившись за сетку, над ревущим океаном. Их выбрасывает на необитаемый остров. В маленькой группе быстро определяется лидер — инженер Сайрес Смит. Он много знает и умеет — это, по мнению Жюля Верна, основной критерий, определяющий человеческую ценность.
Прототип Сайреса Смита, разумеется, не Александр Селькирк, а Сайрес Филд. В 1867 году Верн предпринял самое большое и самое важное для него, как для писателя, путешествие. На огромном корабле «Грейт Истери» он пересёк Атлантику. Этот корабль был воистину чудом техники — роскошным плавающим городом, в котором жило три тысячи человек. Корабль прославился тем, что сумел разместить в своих трюмах 8400 километров кабеля и позволил инженеру Сайресу Филду, после десяти лет неудач, проложить, наконец, в 1866 году между Старым и Новым Светом телеграфный кабель. Это было выдающимся техническим достижением XIX века. Верн был восхищён личностью Филда, у которого на борту «Грейт Истери» взял интервью. Энциклопедическими знаниями Филда писатель наделил своего Смита, сделав из тёзками.
В считанные годы пребывания на острове голые и нищие поселенцы под руководством Смита засевают поля и огороды, возводят фермы, стригут шерсть, строят плот и судёнышко, плавающее по океану. От удочек для охоты на птиц и носилок для больного идут к гончарному кругу и плавильной печи. Не только металл плавят — из жира люгоня добывают глицерин, из водорослей соду, мыло варят. Тянут проволоку, собирают гальванические элементы — создают телеграф!
В «Таинственном острове» нет ничего фантастического, если не считать «Наутилуса» капитана Немо, который приплыл сюда из романа «20 тысяч лье под водой». Главная мысль романа: смотрите, что может человек! Не только выжить может, но и жить счастливо.
В самом конце романа спасённые герои организуют трудовую общину, переносят островной опыт жизни и труда в штат Айова. Во времена Жюля Верна утопист Этьенн Кабе предпринимал попытки создать такие поселения свободных тружеников в США. Попытки остались безуспешными, поселенцев заглатывал капитализм. И Верн знал об этом. Однако нас, пусть скороговоркой, на одной страничке, убеждал: всё хорошо, «колония процветала…». Видно, очень ему хотелось, чтобы было так, звал: попробуйте, может быть, получится…
В настоящее время политехническое образование — нужное, полезное дело. Но не абстрактно политехническое, а конкретно политехническое. Например, замечательно, если бы на селе учили валять валенки, тёплые, мягкие, по всем показателям превосходящие фабричные колоды. На станциях юных техников мальчишки вряд ли умеют держать рубанок, паять, крышу на избе починить. Василий Песков писал, что не так много осталось умельцев, способных грамотно сложить печку.
Жюль Верн по праву считается одним из великих литературных реформаторов. Впервые в истории литературы он превратил Знание в главного героя, сделал пути науки и техники основными сюжетными линиями, создав неведомые роману XIX века образцы учёных, изобретателей, инженеров, натуралистов. Слава этого писателя незакатна, люди любят его за человечность и фантазию, за доброту.

Голованов, Ярослав Кириллович.
Вечная книга. «Таинственный остров»

Аватара пользователя
Человек из Кемерово
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 02 авг 2018, 11:53

Re: Pilot-bc Выпуск 6 (Ноябрь - Декабрь 2014)

Сообщение Человек из Кемерово » 25 фев 2020, 19:19

BWM писал(а):
23 фев 2020, 17:36
Лет 35 назад в "Комсомолке" была огромная статья Ярослава Голованова о "Таинственном острове". Теперь ее не найти, но есть краткий пересказ:
Жюль Верн по праву считается одним из великих литературных реформаторов. Впервые в истории литературы он превратил Знание в главного героя, сделал пути науки и техники основными сюжетными линиями, создав неведомые роману XIX века образцы учёных, изобретателей, инженеров, натуралистов.
Тем удивительней сегодня откат к фэнтези, чудесам, религии с обещаниями бессмертия души и прочей альтернативщины. Возможно, сложность современной науки затрудняет ее понимание обыденным сознанием, переключая его на легкий жанр.

Аватара пользователя
Дедушка
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 12 янв 2015, 14:36

Re: Pilot-bc Выпуск 6 (Ноябрь - Декабрь 2014)

Сообщение Дедушка » 02 мар 2020, 19:43

BWM писал(а):
23 фев 2020, 17:36
Лет 35 назад в "Комсомолке" была огромная статья Ярослава Голованова о "Таинственном острове".
Я эту статью читал. Голованов также писал, что он тоже получал образование инженера, но в отличие от Сайреса Смита не сумел бы на необитаемом острове наладить выплавку чугуна и стали. Вывод Голованова - в ВУЗе или надо реально учить, как выплавлять чугун и сталь, или не забивать студентам голову схоластикой.

Аватара пользователя
BWM
Сообщения: 407
Зарегистрирован: 06 мар 2013, 03:22

Re: Pilot-bc Выпуск 6 (Ноябрь - Декабрь 2014)

Сообщение BWM » 06 мар 2020, 10:07

Человек из Кемерово писал(а):
25 фев 2020, 19:19
Тем удивительней сегодня откат к фэнтези, чудесам, религии с обещаниями бессмертия души и прочей альтернативщины. Возможно, сложность современной науки затрудняет ее понимание обыденным сознанием, переключая его на легкий жанр.
Так даже в фантастике появился жанр "киберпанк" - технологический прогресс рвется в будущее, а социальный летит на дно. Типичный фильм этого жанра - "Ready Player One": информационные технологии и Интернет поселили людей в выдуманный игровой мир, а в реальной жизни они разобщены и являются объектом корпоративных манипуляций.
Торжество разума фантастов эпохи Уэллса и Верна сменяется упадком культуры у Бетке и Гибсона.

К тому же "киберпанк" не заглядывает в отдаленное будущее, все ограничено ближайшим будущим Земли и оно не вызывает восторга. Может быть поэтому и фильм "Ready Player One" больше похож на скучноватый мультик.

Аватара пользователя
Русская пианистка
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 13:29

Re: Pilot-bc Выпуск 6 (Ноябрь - Декабрь 2014)

Сообщение Русская пианистка » 19 мар 2020, 17:29

BWM писал(а):
06 мар 2020, 10:07
Так даже в фантастике появился жанр "киберпанк" - технологический прогресс рвется в будущее, а социальный летит на дно.
И сегодня для этого находят реальные основания - масскульт оглупляет человечество:
С приходом визуального доминирования как потребление, так и создание контента стали массовыми.

Но все массовое несет в себе, увы, падение интеллектуального уровня, что, в свою очередь, сопровождается компенсацией в виде усиления эмоционального, а не рационального уровня контента.

Можно сформулировать это и так: человечество глупеет по мере получения все большей информации. Это началось во всех развитых странах с приближением XXI века. Причиной этого процесса одни называют распространение в профессиях работ с минимальными требованиями к профессиональному умению. Как, впрочем, и к знаниям, что, свою очередь, ведет к атрофии интеллекта.

Визуализация реальности обогащает эмоциональный мир, обедняя при этом способность мыслить

Аватара пользователя
dreamer
Сообщения: 159
Зарегистрирован: 01 мар 2013, 13:28

Re: Pilot-bc Выпуск 6 (Ноябрь - Декабрь 2014)

Сообщение dreamer » 29 мар 2020, 03:08

Визуализация реальности обогащает эмоциональный мир, обедняя при этом способность мыслить
Автор этой статьи и фэнтези отнес к оглуплению читателя и зрителя:

Правда, тут придется включить еще один фактор, сегодня читают и пишут больше не фантастику, а фэнтези. А оно, вероятно, способствует не столько росту интеллекта, сколько его понижению. В нем, следует признать, развлекательность сильно затмевает интеллект. Как давным-давно писал Сергей Переслегин: «Фэнтези не обязано быть глупым, но имеет высокую статистическую вероятность оказаться таковым. Следует заметить, что упрощенность сюжетообразующего конфликта, нацеленность на детскую аудиторию привели к существованию антиотбора в издательских кругах, публикующих фэнтези». Иными словами, стандартные издательские и редакторские критерии при оценке произведений этого жанра резко снижаются. В связи с этим количество явных ляпов (неустранимых ошибок) в фэнтези превосходит среднестатистический уровень посредственной литературы.

Я не поклонник фэнтези, поэтому ничего сказать не могу - не читаю и не смотрю, хотя в разряде масскульта для бездумного развлечения не думаю, что фэнтези сильно отличается от плохих детективов.

Аватара пользователя
DrBormental
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 19 июн 2015, 21:11

Re: Pilot-bc Выпуск 6 (Ноябрь - Декабрь 2014)

Сообщение DrBormental » 30 мар 2020, 14:20

Русская пианистка писал(а):
19 мар 2020, 17:29
И сегодня для этого находят реальные основания - масскульт оглупляет человечество:

Визуализация реальности обогащает эмоциональный мир, обедняя при этом способность мыслить
Автор рассуждает о падении интеллектуального уровня и оглуплении человечества, но нигде ни разу не обмолвился по каким объективным критериям можно отличить умных от глупых. Такого прибора как "умометр" не существует, и показаний количества ума по его шкале получить нельзя.

Психологи считают умными людей, обладающих понятийным мышлением. Способность к понятийному мышлению они определяют с помощью объективных тестов и находят, что в любой стране около 70-80 процентов людей понятийным мышлением не обладают, то есть не способны к высшей интеллектуальной деятельности и по терминологии автора статьи являются глупыми. Они, "глупые", используют допонятийное образное мышление, при котором для выражения смыслов используют образы. Свежий пример с одного форума: - Попробуйте нарисовать энантиодромию без слов. (c) Конец цитаты.Вот это и есть создание образа-псевдопонятия, то есть формы мышления без выделения существенных свойств явления. В то время как логический процесс словесного определения понятия - выделение общих и существенных признаков предмета или явления. Слово - языковая оболочка понятия.

Умные смысл передают в понятиях, самых простых формах мысли, из которых строятся суждения и выводятся умозаключения. На высших уровнях мышления, в которых элементом суждения действительно является понятие, последовательный ряд логических форм, упорядоченный по критерию нарастающей сложности, идет от понятия через суждение к умозаключению.

Поэтому я лично сомневаюсь, что масскульт ведет к оглуплению - дальше, оставаясь на уровне образов-псевдопонятий, глупеть некуда. Куда больший вред наносят известные образованные публичные люди, которые приучают общество рассуждать образами-псевдопонятиями. Нередко такие люди красноречивы и их интересно слушать, но вся их деятельность сводится к созданию информационного шума, о котором автор статьи заявил: - человечество глупеет по мере получения все большей информации. Давайте внесем поправку - не информации, а информационного шума. Что хуже всего - привыкнув к своим излюбленным "говорящим головам", очарованная их образной риторикой эстетствующая публика вместо того, чтобы отделить мух от котлет, агрессивно набрасывается на тех, кто подвергает критическому анализу тексты их кумиров. Это уже наихудшая разновидность глупости - агрессивный дурак.

Аватара пользователя
Svetlana
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 17 сен 2013, 13:05

Re: Pilot-bc Выпуск 6 (Ноябрь - Декабрь 2014)

Сообщение Svetlana » 01 апр 2020, 17:06

DrBormental писал(а):
30 мар 2020, 14:20
Психологи считают умными людей, обладающих понятийным мышлением.
Вот с этого места поподробней, пожалуйста.

Аватара пользователя
DrBormental
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 19 июн 2015, 21:11

Re: Pilot-bc Выпуск 6 (Ноябрь - Декабрь 2014)

Сообщение DrBormental » 04 апр 2020, 09:22

Svetlana писал(а):
01 апр 2020, 17:06
DrBormental писал(а):
30 мар 2020, 14:20
Психологи считают умными людей, обладающих понятийным мышлением.
Вот с этого места поподробней, пожалуйста.
Изучением развития понятий у детей начал заниматься Лев Семенович Выготский, основоположник отечественной психологии. К сожалению, он рано умер от туберкулеза, в 1934 году. А в 1937-м его книги и материалы вместе с книгами других сотрудников сожгли на костре после постановления ЦК ВКП(б) от 4.07.1936.

До 1956 года Выготского не издавали, а в 1956 вышел сборник "Мышление и речь". Вот статья из этого сборника, в которой Выготский пишет, что

1. процесс образования понятий у подростка зависит от культурной, профессиональной, социальной и общественной среды. Если среда не ставит перед подростком задачи развития интеллекта, то развитие интеллекта до высших форм не доходит.

2. Процесс образования понятий - принципиально новый тип интеллектуальной деятельности.

Сегодня понятийным мышлением занимаются, в частности, Л. Ясюкова, "Проблемы психологии понятийного мышления", и Л. Веккер, "Психика и реальность". В этих работах можно найти много интересного. Например, Л. Веккер в 14 главе своей книги подробно расписывает допонятийный и понятийный уровни мышления. И в общем, тоже приходит к выводу, что далеко не все взрослые люди обладают понятийным мышлением. Веккер отмечает, что несовпадение объема и содержания понятия, умозаключение от частного к частному, нелогичность выводов как признаки допонятийного мышления свойственны не только детям, но и взрослым. Их, взрослых с допонятийным мышлением, более 70 %. Американские психологи, тестируя своих студентов, получили сходный результат - только 25% студентов-первокурсников обладают навыками, необходимыми для логического и абстрактного мышления.

Выход здесь, похоже только один - занятия логикой, которая учит законам правильного, понятийного мышления. Те же американцы получили факты в пользу того, что навыкам критического мышления можно научить студентов во время учебных занятий. Так что мышление - да, можно улучшить.

Аватара пользователя
Svetlana
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 17 сен 2013, 13:05

Re: Pilot-bc Выпуск 6 (Ноябрь - Декабрь 2014)

Сообщение Svetlana » 05 апр 2020, 10:40

DrBormental писал(а):
04 апр 2020, 09:22
Сегодня понятийным мышлением занимаются, в частности, Л. Ясюкова, "Проблемы психологии понятийного мышления", и Л. Веккер, "Психика и реальность".
Спасибо, книга Веккера просто фундаментальный труд. Причем психологи анализируют еще и сам процесс мышления: "...образ – "атом" мысли, но не ее "молекула", поскольку атом мысли – это еще не мысль, так же как атом водорода или кислорода – это еще не вода в ее физико-химических свойствах, а молекула воды – это уже вода..."
Выход здесь, похоже только один - занятия логикой, которая учит законам правильного, понятийного мышления. Те же американцы получили факты в пользу того, что навыкам критического мышления можно научить студентов во время учебных занятий. Так что мышление - да, можно улучшить.
Подобное есть у Д. Некрасова: ""Подавляющее большинство населения все так же религиозно, как и в средние века"

Если и есть что-то полезное от чтения в соцсетях глупых комментариев, так это то, что они позволяют лучше понять как люди мыслят. (От умных комментариев иная польза). Очень и очень долго я пребывал в иллюзии, что большинство подобно мне живет в мире, где есть отдельно тезисы, отдельно аргументы и отдельно факты. Где нормально принять факт, но оспаривать логичность аргумента, или принять аргумент, но оспорить тезис, приведя аргумент из иной плоскости. Где нормально иметь неопределенное мнение по многим вопросам в силу того, что доступная информация недостаточна, чтобы сформировать определенное мнение".

"Однако в описанном мире живут ничтожные проценты населения. Подавляющее большинство способно различать лишь нарративы, и относиться к части из них как к собственной или враждебной светской религии. Для большинства факт, хоть в чем-то несогласующийся с нарративом-религией, воспринимается как заведомо ложный, а изложение данного факта как направленная борьба с их религией и опасная ересь. А описание проблемы как неоднозначной воспринимается либо как "он юлит", либо как незнание материала.

Для большинства индуктивные умозаключения (встретил факты, проверил их или принял на веру из-за доверия к источнику, на основании фактов выработал мнение) практически полностью отсутствуют как класс. Вместо них превалируют дедуктивные умозаключения, построенные примерно так: верю в свой нарратив-религию, если встретившийся факт согласуется с нарративом, то факт верен и источник заслуживает доверия, если факт противоречит нарративу – это вранье и передергивание...

...У дискуссии, основанной на фактах и логике, и борьбы между нарративами-религиями разные методы (апелляция к эмоциям или фактам), разные правила и противоположные результаты. Если дискуссии об общественном благе действительно преследуют общественное благо, они должны максимально возможным образом уходить от обсуждения нарративов-религий к обсуждению конкретных фактов и их интерпретаций по отдельности.

А главное к тому, что, чтобы мыслить логически и пытаться видеть детали, нужно понимать, что описанные проблемы мышления присущи каждому, пусть и в разной степени. Этот текст не про марсиан, а про представителей homo sapiens. Ваша первая реакция на любой факт или тезис, скорее всего, продиктована господствующими в вашем сознании нарративами, понять это и переключиться в режим логического мышления – сложный и необходимый навык, который следует развивать". Конец цитаты.

Ответить