Pilot-bc Выпуск 6 (Ноябрь - Декабрь 2014)

Модератор: victor

Аватара пользователя
Svetlana
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 17 сен 2013, 13:05

Re: Pilot-bc Выпуск 6 (Ноябрь - Декабрь 2014)

Сообщение Svetlana » 15 июл 2019, 13:12

Михаил Попов об увлечении фэнтези - это увлечение искусственно конструируется продающими книги корпорациями, а культурное пространство досадно изменилось дав графоманам широкие возможности в Интернете. Попов тоже говорит о некоей инфляции литературы, но уверен - в литературе будет все как было.

Графоманы правят Интернетом

– Вопрос к вам как к преподавателю, руководителю творческого семинара: а как нам быть с увлечением юношества и не только фэнтези-направлением, в котором присутствует сильный мотив эскапизма? В том числе увлечением творческим, писательским? Надо ли со всем этим сражаться? Ведь появился же «Волкодав» Семеновой…

– У нас в Литинституте, как и в журнале «Москва», где я также тружусь, постоянно приходится иметь дело с текстами из породы фэнтези. Сами собой вырабатываются методы обращения с ними и авторами, которые их сочиняют. Я часто советую прочитать книгу Анджея Сапковского, автора знаменитого «Ведьмака», «Нет золота в серых горах», прочтение ее должно отрезвить человека, если только его вообще можно отрезвить. Сам я в свое время отдал дань этому чтению. Помимо само собой разумеющихся классиков назвал бы еще Урсулу ле Гуин. Одним словом, есть талантливые тексты в стиле фэнтези, и есть обычные, и они труднопереносимые. Увлечения молодежи, поддерживаемые, а часто конструируемые крупными корпорациями – явление необоримое в силу особенностей психологии подростка и количества капиталовложений. И все же способ сдержать фэнтезиманию есть: постоянно напоминать, что Роулинг обращалась к дошекспировской «трагедии мести» и Чосеру, Мартин – к хроникам Шекспира, заставлять читать самого Шекспира, который не может оставить равнодушной незачерствевшую душу и раскрывать школьный курс литературы более подробно, другими именами. Тогда восприятие и интересы молодого человека станут объемными, и фэнтези займет в этом объеме подобающее место.

– Вы долго работали в журнале «Литературная учеба», а теперь преподаете в Литературном институте имени А.М. Горького. Как, на ваш взгляд, изменились интересы начинающих авторов? И будет ли позволено узнать прогноз – как их интересы будут меняться в будущем?

– Нынешним молодым, конечно, труднее. Что-то досадное произошло с самим культурным пространством. Я осенью 1978 года приехал в Москву из медвежьего угла и уже через пару месяцев знал всех талантливых поэтов огромной империи. От Владивостока до Калининграда. Причем речь не о печатавшихся, а обо всех, даже подпольных. Стоило, скажем, в Перми кому-то нанести на бумагу талантливый текст, как он мгновенно становился достоянием всей заинтересованной публики. Андеграунд был не менее структурирован, чем официоз: там был свой истеблишмент, свои изгои. Графоманы смирно сидели в своих литобъединениях при районных газетах. Теперь они правят Интернетом. Нынче, чтобы обратить на себя внимание, надо прибивать интимные части к Красной площади. И неважно, что именно ты пишешь, рисуешь, снимаешь.

– И все же, что нам готовит будущее?

– Интересы останутся те же, что и в минувшие три тысячи лет: эпос о любви и сокрушении врагов. Цель ­– прославиться. Нейросети не смогут создавать романы и повести – искусственный интеллект уже проигрывает человеку в шахматы. Чтобы называть себя писателем, раньше надо было купить печатную машинку и научиться печатать или нанять машинистку. Сейчас компьютер доступен всем, писателей стало больше, наименований книжной продукции – море, текстов в интернет-сообществах – паче песка, и все это способствовало некой инфляции литературы. Нечто новое по форме – например, какие-нибудь дадаисты появляются после серьезных общественных потрясений, а потрясения нам не нужны, поэтому в сфере интересов молодых писателей мы вернемся к русской прозе с любовью и сокрушению врагов с целью прославиться. Искусственный интеллект будет управлять мегаполисами, а в литературе будет все как было.

Аватара пользователя
BWM
Сообщения: 359
Зарегистрирован: 06 мар 2013, 03:22

Re: Pilot-bc Выпуск 6 (Ноябрь - Декабрь 2014)

Сообщение BWM » 24 июл 2019, 03:11

Svetlana писал(а):
15 июл 2019, 13:12
Михаил Попов... Что-то досадное произошло с самим культурным пространством.
От писателя хотелось бы услышать поподробнее что именно произошло.

Аватара пользователя
serge
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 06 июн 2014, 12:24

Re: Pilot-bc Выпуск 6 (Ноябрь - Декабрь 2014)

Сообщение serge » 04 авг 2019, 04:01

BWM писал(а):
24 июл 2019, 03:11
Svetlana писал(а):
15 июл 2019, 13:12
Михаил Попов... Что-то досадное произошло с самим культурным пространством.
От писателя хотелось бы услышать поподробнее что именно произошло.
Так мы и без него знаем. Некоторые называют это начальным этапом консьюмеризма, что в переводе на русский означает - народ бросился делать деньги любыми возможными способами и потреблять все, что раньше было недоступно. Размах и первого и второго породил словечко "потреблядство" (икскьюз май френч :oops: )

Аватара пользователя
Svetlana
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 17 сен 2013, 13:05

Re: Pilot-bc Выпуск 6 (Ноябрь - Декабрь 2014)

Сообщение Svetlana » 31 авг 2019, 05:25

BWM писал(а):
24 июл 2019, 03:11
Svetlana писал(а):
15 июл 2019, 13:12
Михаил Попов... Что-то досадное произошло с самим культурным пространством.
От писателя хотелось бы услышать поподробнее что именно произошло.
Был все-таки провал с начала девяностых - закрывали библиотеки, не было денег на кино, фильмы снимали малобюджетные с соответствующим качеством.

Ответить