Литературные премии

Образование, наука, искусство, литература, кинематограф

Модератор: victor

Аватара пользователя
bee
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 02 дек 2014, 14:33

Re: Литературные премии

Сообщение bee » 06 ноя 2016, 13:33

serge писал(а):Вот прочитав всю тему можно говорить, что не существует такой премии, которая нравится всем.
Журналисты МК выразили свою озабоченность качеством премированных книг:

Литературных премий стало больше, чем писателей
Раздают их олигархи

После вручения 2 ноября премии «Ясная Поляна» стало любопытно, сколько же в России литературных наград. Оказалось — 64, вручают их почти каждую неделю. Так что хватает всем писателям, даже самым скромным. Приличный призовой фонд позволяет...

Из негосударственных премий самый большой призовой фонд у «Ясной Поляны» — 7 млн руб. Пять из них делятся между четырьмя лауреатами, чьи произведения, по словам членов жюри, претендуют на уровень «Войны и мира». В состав жюри входят только писатели и литкритики: Лев Аннинский, Алексей Варламов, Евгений Водолазкин, Павел Басинский во главе с председателем, советником по культуре президента Владимиром Толстым.

На том же уровне «Большая книга», обладающая призовым фондом в 6,1 млн руб., 5,5 млн из них распределяют между тремя авторами члены так называемой «Литературной академии»: среди 100 членов банкиры-миллиардеры Петр Авен (видимо, за книги о сельском хозяйстве) и Михаил Фридман, предприниматель Виктор Вексельберг, рекламщик Валерий Абель, инвестор Дмитрий Бакатин...

Весьма весомы и поэтические премии. Премия Антона Дельвига создана «Литературной газетой» в память о своем первом редакторе. 7 млн руб. достается авторам, чьи книги опубликованы в текущем году. Бюджет премий — Пастернака, Гумилева, Волошина, Вознесенского, Ахмадулиной... — не превышает 3 млн. Из миллионерского ряда выбивается только премия Андрея Белого, призовой фонд которой один рубль, бутылка водки и яблоко.

Премии прозаикам не менее щедры. Фондом больше миллиона обладают премии Пушкина, Бунина, Солженицына, Платонова... Список можно долго продолжать, закончится он фамилиями Галь, Горчева, Григорьева, Крапивина, Казакова, Пятигорского... Даже если вы о них не слышали, премии в честь таких литераторов есть, и в среднем их призовой фонд насчитывает 500 тыс. руб. А еще есть учрежденные олигархами премии: «Нос» Михаила Прохорова, «Просветитель» Дмитрия Зимина, «Дебют» Андрея Скоча. Кто только не учредил награду: от патриарха до администрации Краснодарского края. У кого-то названия удачные и солидный призовой фонд, у других, типа «Радуги», «Книгуру», «Золотого венца победы», денег немного. И все награждают одних и тех же авторов. Куда ни глянь, обязательно будет Александр Кабаков, Андрей Битов, Алексей Варламов, Захар Прилепин, Гузель Яхина...

Кому нужны эти награды? В «МК» нередко приходят письма с просьбой: «Напишите, пожалуйста, про нашу премию, а то у нас денег мало, объявляем лауреатов, а они не приходят на награждение. Может, придут после того, как вы про них напишете». Может, и придут — деньги всем нужны, а дареному коню в зубы не смотрят. Только вот какова цель такого поощрения? Оценка действительно талантливых молодых авторов? Подхалимаж к тем, кто уже давно признан и любим читателями? Или реклама себя, любимого и богатого?

Ксения Коробейникова

Аватара пользователя
bee
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 02 дек 2014, 14:33

Re: Литературные премии

Сообщение bee » 06 ноя 2016, 13:41

Щепотка сала

Что думать?
juri.jpg
juri.jpg (118.5 КБ) 5856 просмотров
Престижную литературную премию «Ясная Поляна» (миллион рублей) только что получила Наринэ Абгарян за повесть «С неба упали три яблока». Прочитав всего лишь две первые страницы, невозможно, конечно, судить о сюжете, о героях. Но о премированной литературе — можно.

Героиня повести на третьей строчке собралась помирать, начала готовиться. «Откинула крышки стоящих под водосточными желобами дождевых бочек — на случай внезапной грозы, чтобы льющимися сверху потоками воды не смывало фундамент дома».

Одной этой фразы достаточно, чтобы закрыть книжку навсегда. Но престижная премия, почтенные члены жюри…

Зачем писать, что потоки воды льются сверху? Надо ли уточнять, что в дождевые бочки льётся вода, а не вино, не коньяк? Какая разница для фундамента: внезапная будет гроза или предсказанная по радио? Ливень может подмочить фундамент; но смыть...

…Первый признак бездарного музыканта — фальшивые ноты. Пальцы попадают не туда. Ценители музыки морщатся, как от зубной боли.

Настоящая беда современной литературы — неправильное словоупотребление. «Писатель» попадает не туда.

Трудно представить, что фальшивящему пианисту дадут премию за то, что он исполняет концерт Моцарта, а не Чижик-Пыжик. Уж лучше Чижик, чем фальшивый Моцарт. Лучше честный чугун, чем фальшивое золото.

В литературе иначе. Фальшь слышна, но доказать её труднее, чем в музыке. Однако если книга представлена на премию, попала в руки профессионалов… Неужели они не замечают, не чувствуют?

Собравшись помирать, героиня готовит одежду: «Глухое шерстяное платье с белым кружевным воротничком, длинный передник с вышитыми гладью карманами, туфли на плоской подошве, вязаные гулпа (толстые носки), тщательно простиранное и выглаженное нижнее белье, а также прабабушкины чётки с серебряным крестиком. Оставила одежду на самом видном месте гостевой комнаты, водрузила на стопку смертного конверт с деньгами — на похоронные расходы».

Уважаемые читатели, водрузить можно памятник на пьедестал, знамя над Рейхстагом… Водрузить конверт нельзя.

На второй странице повести Наринэ Абгарян написано: «Зачем плакать, если неизбежного не миновать. У каждого своя смерть, кому-то она отключает сердце, у кого-то, глумясь, отнимает разум»…

Какая из этих фраз глупее, определить трудно. Про первую думайте сами. А про вторую придётся сказать: остановка сердца — действительно смерть; но безумие к смерти не имеет никакого отношения, сумасшедшие живут годами.

В аннотации на повесть читателям обещаны «настоящие сокровища духа». Верить ли? Возможно, писатель искренне хотела создать сокровища. Ну и что? Никакой благодарности композитору за то, что он взял высокую тему, не может быть, если он взял фальшивую ноту. Да, перед нами оратория (так написано на партитуре), но это якобы оратория. Ибо величие замысла — ничто, если нет таланта. Лучше б на заборе автор написал честное «Петька — козёл!», чем фальшивый роман на высокую тему.

Не так давно и премию «Большая книга», и премию «Ясная Поляна» получил роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Доверие к почтеннейшим членам жюри заставило, спотыкаясь и матерясь, прочесть почти до середины.

Вот Зулейха в зимнем лесу: «В лесу по-утреннему тихо, и снег под валенками Муртазы хрустит особенно сочно — как свежая капуста, когда Зулейха рубит ее топориком в квашне». Чёрт с ним, со снегом, пусть он у Зулейхи не скрипит, а хрустит в ушах, мало ли какие особенности слуха. Но чтобы деревенская баба рубила капусту в квашне… Квашня — кадка, в которой замешивают тесто, чтобы оно потом поднялось. Стенки не дадут рубить капусту топориком. Капусту шинкуют на доске, на худой конец — в корыте…

Мороз. В глубине леса, где (почему-то не на кладбище) похоронены её дети, «Зулейха скидывает рукавицы и быстро краснеющими на морозе руками расчищает его (могильный холмик), оглаживает. Под холодом снега — холод камня. Ногти выскребают снежную крошку»…

Зачем несчастная крестьянка скинула рукавицы? Зачем издевается над собой? Почему бы ей не взять любой сучок? Зулейха, открой глаза, надень варежки, отломи крепкий сук, раз ты такая дура, что не взяла ни топора, ни заступа, ни мотыги.

В лесу закопано несколько её детей. «Зулейха делает шаг в сторону, опускается на колени и нащупывает под снегом еще один таш (могильный камень), локтями расшвыривает снег. Онемевшие пальцы сами находят камень».

В жизни не видел, как локтями расшвыривают снег. Опыта нет, а воображения не хватает. И неужели онемевшие пальцы действительно сами нашли чего-то?

Писатель добавляет и добавляет мучительные детали. Цель очевидна: разжалобить читателей до потери сознания.

Простите, но только полная дура станет ковырять лёд голыми руками. Писательница не видит, что персонаж калечит себя, что содрана кожа, следовало бы снег и лёд окрасить кровью.

Такое поведение невозможно для крестьянки, даже городская поэтическая дама (жена преступного космополита) догадалась бы…

…Сотни раскулаченных крестьян этапировали в город. Зулейху ведут на допрос. «Зулейха роняет узел и бросается к лошади, припадает лицом к родной морде.

— Не положено! — встревоженный окрик сзади, в спину упирается что-то острое — лезвие штыка.

Зулейха подбирает с земли узел и ныряет в распахнутую дверь. Долго семенит по лысому обледенелому двору, затем по узкому коридору — вслед за нескладным солдатиком, что шагает впереди, освещая закопченной керосинкой сочащиеся влагой, бугристые каменные стены. Еще один стучит коваными сапогами позади…»


Одну запуганную полудохлую бабу зачем-то конвоируют двое.

Чтобы упереться в спину арестанта лезвием штыка, конвойный должен быть удивительно ловким идиотом. Потому что нормальный ткнёт в спину остриём. Разницу между лезвием штыка (ножа, кинжала) и остриём знают даже дети.

А солдатик действительно идиот. Кто-нибудь видел, чтобы дорогу освещали керосинкой, да ещё закопчённой? На керосинке еду готовят.

Защитники лауреатов возмущаются:

— Вы придираетесь к словам!

— Да. Но ведь это литература; буквы, слова.

Если бы речь шла о салате, неужели вы бы сказали: «Зачем придираться к тухлым яйцам? Посмотрите, как аккуратно всё нарезано, красиво уложено, какой изумительный дизайн тарелок…»

Да, тарелки изумительные, но есть невозможно. Вот какая еда нарисована в «Зулейхе»: «В купе аромат разваристой, сдобренной щепоткой сала перловки. На длинных жемчужных крупинках искрятся кристаллы соли».

Во-первых, соль почему-то не растворилась за время варки. Во-вторых: кто-нибудь видел щепотку сала? (На щепотку сала я наткнулся в метро, и меня могли забрать в милицию за нецензурную брань в общественном месте.)

Если жюри не слышит, не чувствует — значит, глухие. Если слышат фальшь, но награждают — значит, не за литературу, а за что-то другое. За правильный выбор темы, за поддержку политического направления… (Из таких же примерно соображений одни ставят памятник Ивану Грозному, другие — Егору Гайдару; с художественной точки зрения одинаково бездарные.)

Литературных премий в России десятки, а может и сотни. Их количество уничтожает качество. Девальвация. Об этой проблеме читайте: Литературных премий стало больше, чем писателей

Ругали Алексиевич за Нобелевскую премию. Мол, не литература, просто журналистика. Ругают Пастернака за «Доктора Живаго»: мол, скучно, вяло. А этих лауреаток никто не ругает. Шедевры? Или нельзя портить отношения с издателями, с членами жюри? Или это политкорректность: нельзя обижать женщин? Вдобавок национальный вопрос. Грозит упрёк: ах, вы против татарской писательницы, против армянской писательницы? Если так, то ведь это в точности по анекдоту: чтобы стать президентом США, надо быть парализованной одноногой ВИЧ-инфицированной чернокожей лесбиянкой.

Зулейха в Казани. 1930 год. «Ветер вырывает из рук худенького очкастого юноши стопку нот и швыряет в печальную морду проходящей мимо коровы, которую ведет на поводке тщедушный крестьянин. Грязный снег на дороге взрывается косыми фонтанами — то под копытами несущегося мимо отряда конной милиции, то под колесами мчащихся ему навстречу блестящих черных автомобилей. Оглушительно звеня, летит огненно-красный, сверкающий латунными ручками трамвай, в окнах без стекол — гроздья лиц. Из подворотни выпархивает стайка беспризорников и с оголтелыми криками виснет на поручне. Свирепый кондуктор, бранясь, машет кулаками, а наперерез через дорогу уже бежит, свиристя в свисток, милиционер».

Это комикс, картинки для детей. Только вместо пуделя на поводке ведут корову. Важно побольше эпитетов. Морда печальная, крестьянин тщедушный, крики оголтелые, кондуктор свирепый… Бесчисленные детали создают впечатление реалистической картины. Но вряд ли милиционер, свиристя, побежит наперерез трамваю, он же не самоубийца. А кортеж блестящих чёрных автомобилей заехал в этот комикс из наших дней, а точнее — оттуда, где чёрные автомобили всегда блестят, ибо литературные фонтаны грязного снега не оставляют следов.

Александр Минкин

Аватара пользователя
BWM
Сообщения: 398
Зарегистрирован: 06 мар 2013, 03:22

Re: Литературные премии

Сообщение BWM » 07 ноя 2016, 13:09

bee писал(а):Щепотка сала

…Первый признак бездарного музыканта — фальшивые ноты. Пальцы попадают не туда. Ценители музыки морщатся, как от зубной боли.

Настоящая беда современной литературы — неправильное словоупотребление...
Тут даже не неправильное словоупотребление, речь,скорей, о неверной, можно сказать, фальшивой художественной детали. Об этой проблеме уже говорили -
Ирина Дедюхова "О технической деталировке в литературе"(Пелевин, Горчев, Усыкин, Пронин и мы...)

Деталь рождает у читателя букет ассоциаций. Там - целые пласты его воспоминаний, замурованные во времени. Мы не знаем, кто он по профессии, какой у него жизненный опыт, поэтому лгать в деталях нельзя. Пусть читатель - вовсе не наш современник, но мы должны мимоходом, осторожно задеть болевую точку.

Аватара пользователя
dreamer
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 01 мар 2013, 13:28

Re: Литературные премии

Сообщение dreamer » 30 ноя 2016, 22:37

bee писал(а):Щепотка сала
Я сомневаюсь, что в ответе Минкину по поводу "щепотки сала" П. Басинский прав: - Басинский - Даю авторитетную справку: "Нутряное свиное сало - это жировая ткань животного, которая выстилает пространство внутренних органов животного. От обычного сала оно очень сильно различается как по внешнему виду, так и по своим свойствам. Первое отличие, которое бросается в глаза - это его консистенция. Оно легко крошится, в отличие от цельных кусков обычного сала, которое можно разрезать только ножом".

Попытка заявить, что сало было нутряное и потому крошилось мне непонятна. По-моему, если нутряное сало и употребляют в пищу, то только как жир после вытапливания на медленном огне. Нутряное сало взятое прямо с внутренних органов животного похоже на сетку, там не только нутряное сало, его надо очистить от загрязнений, примеси крови и мочить часами в нескольких сменах подсоленной воды. А потом из этого сала на медленном огне вытопить жир. Жир уже называется смалец (лярд), и теперь надо спросить П.Басинского как он представляет себе щепотку жира.

П. Басинский отметил, почему он возражает: - Поскольку я сам принадлежу к членам жюри, то нужно и мне, наверное, нести повинную голову на блюде...

Голова Басинского никому не нужна, по поводу щепотки он пошел в несознанку, но из темы о критиках здесь уместно вспомнить Чупринина: - вчистую победили художники, что дает, само собою, артистическую живость нашим лучшим сочинениям, но, увы, не позволяет их верифицировать, проверить пусть если и не на истинность, то хотя бы на соответствие индивидуальным базовым установкам.

Что, если честно, понижает степень доверия (читательского и писательского) к нашим оценкам.

Конец цитаты.

Понижает, понижает, очень даже понижает :D

Аватара пользователя
flower
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 18 фев 2013, 14:22

Re: Литературные премии

Сообщение flower » 14 ноя 2018, 03:47

В одном из последних интервью сценарист Юрий Арабов мимоходом высказался о литературных премиях.

«К теории драматургии нужно относиться снисходительно»

ЮА: Наши писатели выстраиваются за премиями в длинные очереди. Каждая полученная премия — это дополнительные деньги, а без этого в литературе долго не протянешь. Сами посудите: лучших авторов печатают тиражом в три тысячи экземпляров. Когда мое «Чудо» вышло тиражом в четыре, я воспринял это как успех. Но в денежном выражении даже этот успех — сущие копейки.

CL: Неужели в нашей стране перестали читать книги?

ЮА: Нет, просто читают совсем других писателей. Про них у «Битлз» есть чудесная песня — «Paper back writer». Как раз романы, написанные на туалетной бумаге, активно раскупают, они выходят большими тиражами, и их авторы очень неплохо зарабатывают. А остальные, чтобы не отдать концы, вынуждены участвовать в дурацкой гонке за литературными премиями. Они подмазываются к критикам, поят их, мелькают у них перед глазами, всячески напоминают о своем бедственном положении. Это у нас называется литературной жизнью.

Аватара пользователя
bee
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 02 дек 2014, 14:33

Re: Литературные премии

Сообщение bee » 27 ноя 2018, 01:48

flower писал(а):В одном из последних интервью сценарист Юрий Арабов мимоходом высказался о литературных премиях.

Они подмазываются к критикам, поят их, мелькают у них перед глазами, всячески напоминают о своем бедственном положении. Это у нас называется литературной жизнью.
Позорище какое! Уж лучше тогда сделать подобие Гонкуровской премии в 1 рубль. :oops:

Аватара пользователя
Снеговик
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 06 фев 2017, 18:26

Re: Литературные премии

Сообщение Снеговик » 13 янв 2020, 19:27

Уж и не знаю, к лучшему или к худшему - литературная премия "Русский Букер" прекратила свое существование в России из-за отсутствия финансирования. Кроме того, литературная премия "Нацбест" тоже может прекратить существование, как сообщает ее оргкомитет.

Аватара пользователя
dreamer
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 01 мар 2013, 13:28

Re: Литературные премии

Сообщение dreamer » 22 июн 2020, 13:38

bee писал(а):
27 ноя 2018, 01:48
Позорище какое! Уж лучше тогда сделать подобие Гонкуровской премии в 1 рубль. :oops:
Сделали:

Премия Андрея Белого учреждена в 1978 году и стала первой независимой литературной наградой в России. В постсоветских условиях премия Андрея Белого учитывает приоритеты эстетического новаторства и эксперимента в реальном литературном процессе. Материальное содержание премии составляет один рубль, а также бутылку водки и яблоко.

Посмотрел список премированной литературы за 2019. Начинал читать из этого списка Мария Степанова "Памяти памяти", да не смог продолжить чтение. Не вынесла душа поэта ... :(

Аватара пользователя
Uno Momento
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 24 фев 2016, 15:18

Re: Литературные премии

Сообщение Uno Momento » 05 июл 2020, 14:37

Снова о литературных премиях и снова не слишком положительно:

Проза на отпечатках пальцев

Литпроцесса нет, достаточно полистать премиальные списки с повторяющимися именами из «сборной по литературе». Неангажированные персонажи не будут допущены к придворной кормушке: это распространяется не только на книжные бизнес-игры, разумеется. Ну а бизнес и искусство синонимичны лишь на очень тонком плане. Не здесь...

Почему издательства предпочитают откровенно слабую прозу талантливой, а плохое кино – хорошему? Это «тренд» или они просто не умеют работать?

– Умеют. Отлично работают. Вопрос – над чем. С кем. Какие гешефты. Все лучшее в отечественной словесности долгие годы методично убивается под видом того, что «это» якобы не нужно читателю, что он «этого» не поймет. Один издатель так сказал мне по поводу текста собственного производства: «Это же литература! А нам сейчас литературу не поднять!» Издатели – коммерсанты: их, как и киношников, интересуют продажи и рейтинги. Ничего личного. Никакого искусства. Расход-приход. Сериалы отечественного разлива чудовищны: «зомбоящик» – лишь трамплин для котов, прыгающих на шкаф. Культурная политика – форматы каналов для электората, чумной бал бездарности. Я отсидела пару лет в отделе кинопроизводства в «Останкино»: цензура-с. Ну и многие литпремиальные нетленки слабенько написаны, но это мало кого смущает. Кому какое дело до стиля автора, когда есть посерьезнее вещи: тронный вирус, Конституция, безработица, что еще?.. Премии дают не за тексты, а за имена, даже если за ними голый король.

Ответить